МЫ ПРОТИВ НАСИЛИЯ!
Конституция Российской Федерации признает существование идеологического многообразия, вследствие чего не допускает ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности. В связи с этим противодействие экстремизму как идеология нетерпимости является важнейшим направлением обеспечения национальной безопасности.
Понятие экстремизма раскрывается в Федеральном законе от 25.07.2002 № 114-ФЗ "О противодействии экстремистской деятельности". Согласно ст. 1 Закона экстремистской деятельностью (экстремизмом) признаётся широкий круг противоправных действий, в том числе:
- насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации;
- публичное оправдание терроризма и иная террористическая деятельность;
- возбуждение социальной, расовой, национальной или религиозной розни;
- нарушение прав, свобод и законных интересов человека и гражданина в зависимости от его социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности или отношения к религии;
- пропаганда и публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики либо атрибутики или символики, сходных с нацистской атрибутикой или символикой до степени смешения, либо публичное демонстрирование атрибутики или символики экстремистских организаций;
- публичные призывы к осуществлению указанных деяний либо массовое распространение заведомо экстремистских материалов, а равно их изготовление или хранение в целях массового распространения;
- публичное заведомо ложное обвинение лица, замещающего государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации, в совершении им в период исполнения своих должностных обязанностей деяний, указанных в настоящей статье и являющихся преступлением.
Понятие терроризма раскрывается в Федеральном законе от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму», согласно которому терроризм представляет собой идеологию насилия и практику воздействия на принятие решения органами государственной власти, органами местного самоуправления или международными организациями, связанные с устрашением населения и (или) иными формами противоправных насильственных действий.
Особое внимание следует уделить вопросу о возможной ответственности, которая предусмотрена за нарушение требований законодательства в данной сфере.
Так, административная ответственность установлена Кодексом об административных правонарушениях РФ: пропаганда либо публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики, либо атрибутики или символики экстремистских организаций, либо иных атрибутики или символики, пропаганда либо публичное демонстрирование которых запрещены федеральными законами (ст. 20.3), производство и распространение экстремистских материалов (ст. 20.29)
За совершение террористических действий современным законодательством предусматривается исключительно уголовная ответственность, указанная в статьях Уголовного кодекса РФ: террористический акт (ст. 205 УК РФ), содействие террористической деятельности (ст. 205.1), публичные призывы к осуществлению террористической деятельности, публичное оправдание терроризма или пропаганда терроризма (ст. 205.2) и др.
Итак, за совершение лицом действий экстремистского характера может последовать назначение наказания в виде лишения свободы на срок до 12 лет, а за совершение террористических действий – пожизненное лишение свободы.
Педагогам и родителям важно знать, что главной защитой от деструктивного экстремистского влияния на ребёнка являются правильно выбранные профилактические меры по предупреждению противоправного поведения со стороны учащихся в школе, профилактике экстремистских проявлений, совершенствованию правосознания и правовой культуры несовершеннолетних, в том числе организация работы методических объединений по вопросам формирования толерантности, внедрение специальных курсов, а также элементов программ в общих курсах предметов для педагогов с целью воспитания учащихся, разработка памяток для школьников и их родителей, организация недель правовых знаний, тематических дней, классных часов, родительских собраний и пр.
В условиях сохраняющейся угрозы совершения террористических актов общеобразовательным учреждениям необходимо усилить взаимодействие по предупреждению актов терроризма, экстремизма с органами внутренних дел, Федеральной службы безопсности, противопожарной службой; вход в здание школы посетителей осуществлять при наличии документов, удостоверяющих личность, с обязательной регистрацией в журнале учета; держать закрытыми входные двери, контроль за которыми не осуществляется охранником на постоянной основе; своевременно осуществлять внутренние и внешние обходы здания школы, проверять целостность стекол на окнах, решеток, о чем делать запись в журнале; регулярно проводить тренировки по эвакуации из здания обучающихся; не допускать стоянки постороннего транспорта у здания школы и прилегающей территории, входные ворота держать закрытыми; при нахождении у здания школы длительное время посторонних лиц сообщать в правоохранительные органы.
Видеоматериалы, направленные на профилактику проявлений терроризма и экстремизма среди учащихся, подготовленные администрацией Красноярского края за счет средств государственной программы, размещены по электронному адресу: http://www.krskstate.ru/safety/atk/video/short.